СЕМЬ СЛОВ СПАСИТЕЛЯ НА КРЕСТЕ

Евангелисты сохранили для нас семь слов Спасителя на кресте.

СЛОВО ПЕРВОЕ. Отче! Прости им, ибо не знают, что делают Лк.23:34

«Отче!», — зовет Иисус со Креста. Хотя видит Он, что по справедливости должен упасть огонь с неба и сжечь распинателей, что земля должна бы открыться и поглотить тех, кто неосвященной рукой касается Святейшего, но употребляет ласковое слово «Отче»: «Отче Мой, Я готов еще столько терпеть. Будь милосердным, даруй Мне Моих мучителей. Наказание, которого они заслуживают, положи на Мои окровавленные плечи, Я с радостью понесу, только их не наказывай». О, это любовь, которой не может постигнуть человеческий ум. Ведь мы, когда нас коснется какое-либо оскорбление, как огнем зажигаемся злобой, стараемся на оскорбление ответить еще большим оскорблением. Важно при этом помнить только одно, — что это состояние не от Бога, а от духа злобы, умеющего заправить грех сладкой отравой. С этим состоянием нужно бороться. Мог же это сделать Иисус Христос, когда молился за Своих распинателей? Так это же был Бог, — скажет, возможно, кто-нибудь. Но это могла сделать и Пресвятая Дева, когда боль Свою, стоя у Креста, так замкнула в Своем сердце, что не вырвалось из Ее уст ни одного слова, которым бы Она укорила тех, кто Ее Единородного Сына замучил страшным способом.

В этих словах не только просьба к Отцу Небесному о прощении ослепленного грехом рода человеческого, но также заповедь христианской любви, провозглашенная с Креста, заповедь прощать того, кто причиняет нам 4 обиды, заповедь Нового Завета любви к врагам, вместо ветхозаветной мести «зуб за зуб».

Проникнемся этими словами и по Его примеру простим другим, если хотим сами получить прощение и быть, как благоразумный разбойник, с Ним в раю

СЛОВО ВТОРОЕ. Денсь со Мною будеши в раи Лк. 23:43

Один из повешенных с Ним злодеев хулил Его, говоря: “Если Ты Христос, спаси Себя и нас” (Лк. 23, 39). Другой же останавливал его, говоря: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал он Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь во царствие Твое! И сказал ему Иисус: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 40–43).

Размышляя об этом милостивом слове Христовом кающемуся разбойнику, приступим и мы к Нему с усердным покаянием, исповедуя грехи свои подобно тому, как и благоразумный разбойник не скрыл своих грехов, но исповедал, что по заслугам и за грехи он страдает. Кроме того, он исповедал еще и то, что Сын Божий был неповинен, и веровал, что Он не просто человек, но Господь. К Нему и вопль свой он направил, потому что верил в Него, как в Царя и Господа Бога Истинного. Поэтому и казнь, учиненная над ним, была вменена ему в наказание за его грехи, и отошел он, по словам Господа, в Его царство. “Ныне со Мною будешь в раю”. Этими словами обнял Господь не только разбойника на кресте, но и всех грешников. Этими словами показал Господь, что Он всегда с радостью примет и выслушает самого большого грешника

Помяни, Господи, и мой ничтожный крест, когда будешь судить живых и мертвых. Сподоби и меня, как сподобил разбойника, услышать радостный приговор: «Днесь со Мною будеши в рай».

СЛОВО ТРЕТЬЕ. Жено, се сын Твой… Се Мати твоя Ин. 19:26-27

Прежде чем предать дух Свой, Христос показывает Свою любовь к Матери и к верному ученику. Он отдает ученику Матерь Свою, чтобы в нём Она нашла то, что потеряла в Сыне.

Страшными были Ее муки у Креста. Как у Христа кровавый пот выступил не тогда, когда Он терпел физические мучения, а когда испытывал душевные борения в Гефсиманском саду, так и у Нее боль души превосходила всякую физическую муку.

«О Пречистая, — говорит Спаситель, — Ты навсегда останешься Моей Матерью, а Я — Твоим Сыном. Чести этой никто не отнимет у Тебя, Ты одна — Избранница от всех людей. Я только хочу, чтобы, кроме Меня, у Тебя были и другие дети; в лице Иоанна отдаю Тебе всех людей, все станут Твоими сынами, а Ты — их Матерью. В болезни рождаются дети, и Ты, Пречистая, в болезни Твоей у Креста становишься Матерью всех христиан».

Пречистая Дева у Креста стала нашей Матерью, Она вместе с Сыном страдала за нас. Став, по велению Сына, Матерью всех христиан, Она стала и посредницей нашей, получила от Бога власть и возможность раздавать Своим детям милость Божию. Чего не сделает мать ради сына, когда он обращается к ней с просьбой? Чего не сделает для нас Дева Мария, если мы будем сокрушенно просить у Нее? Может ли сын отказать в просьбе своей матери? Может ли отказать Спаситель Своей Матери, если Она будет просить милости для тех, ради которых Он страдал?

Честь родителей переходит на детей. Мы должны быть счастливы, что нашей Матерью является Матерь Самого Бога. Некому было удерживать наказывающую руку Божию, пока на небе не воцарилась Пречистая Дева Мария. Сколько раз мы заслуживали справедливого наказания. И каждый раз на помощь нам приходит Богоматерь: «Сыне Мой, спаси и сохрани погибающее дитя Мое, дай время для исправления, дай прийти в себя». Как же Она хочет, чтобы все, кого дал Ей Господь на Голгофе и ради кого страдал, унаследовали жизнь вечную!

Нашей жизнью и делами покажем, что мы достойны быть братьями Распятого и сынами Его Матери. Одному неверному человеку, проходившему мимо образа Божией Матери и сказавшему: «Покажи, что Ты Матерь моя», Она ответила: «Неблагодарный, покажи сначала, что ты Мой сын, и Я подам тебе Свою милость». Станем же сначала Ее детьми, и Она, несомненно, станет нашей Матерью.

СЛОВО ЧЕТВЕРТОЕ. Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты меня оставил? Мк. 15:34

Ночь среди дня свидетельствовала Спасителю о том, что Небо Его оставило, оставил и Бог Отец. В несказанном мучении обращается Христос к Нему, и уста, которые сомкнутся через несколько минут, вопиют: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мк. 15:34).

На плечи Сына Единородного Господь возложил тяжесть грехов людских, и Сын принял за них муку. Вот почему Предвечный Отец весь гнев Свой обращает на Него так, как будто Он и был грешником, а отчуждение, которое мы заслужили из-за греха Адама, падает теперь тяжестью на Сына Божьего, Который не хотел нашей гибели. Виновность Адама так велика, что надо было Самому Сыну терпеть страшные муки, дабы умилостивить Божественную Правду.

Слова Спасителя: «Боже Мой, Боже Мой…», отнюдь не являются ропотом на волю Божию. Как агнец перед стригущим его безгласен (Ис. 53:7), так без тени ропота были Его слова. Этими словами Он не хотел сказать, что терпит по Божией несправедливости, а только хотел показать, что Он действительно терпит. Как Бог Он мог совсем не терпеть или терпеть без слов, но Он терпел как действительный человек, телом и душою, терпел больше, чем кто-либо может терпеть, ибо в Его теле и душе соединена с человечеством Вторая Ипостась Святой Троицы.

Священники иудейские, воины и нераскаянный разбойник требуют от Него: Если Ты Сын Божий, сойди с креста! (Мф. 27:40). Они не знают силы христианской добродетели смирения. О, какое надо было иметь смирение и терпение, чтобы не ответить на эти слова грозным громом и не показать Себя Всемогущим! На Кресте этим четвертым словом — проповедью — учит нас Божественный Спаситель наивысшей христианской добродетели — смирению, столь редкому среди нас.

Пока есть время, будем жить в благочестии и чистоте и молить Его: «Иисусе, Сыне Божий, ради страданий Твоих не остави нас, грешных».

СЛОВО ПЯТОЕ. Жажду   Ин. 19:28

«Жажду!» — просит умирающий Христос, как некогда, научая, просил у жены самарянки: Дай Мне питъ (Ин. 4:7). Несомненно, жажда тела была необычайно мучительна и велика, но несравненно большей была жажда души.

Как бедная Агарь некогда в пустыне вынуждена была смотреть на муку своего сына, так ныне Пречистая Дева, стоя у Креста, слышит эту просьбу Своего Единородного Сына и не может Ему помочь. Не может Ему дать того, что каждая мать может дать и дает своему сыну. Она издали только уязвляется сердцем, утробою Своею терпя страдания Своего Сына. Может быть, Она, уязвляясь страданиями Сына, как всякая мать, молилась: «О Боже, Боже Мой, пошли Ангела, как послал Ты некогда в пустыне матери Измаила, и угаси жажду Моего Сына, как угасил Ты ее в Гефсиманском саду, когда душа Его, мучимая образом приближающихся мук, просила Тебя, чтоб Ты отнял от нее страдания».

Но напрасно молила. Ангел не явился. Не послал Отец Небесный утешителя, ибо хотел, чтоб Его Сын терпел за всех муку, какую только можно терпеть. А вместо Ангела римский воин, надев на трость кусок губки, намоченной в уксусе и вине с желчью, подал Спасителю. Напрасно просил Бог у людей милосердия. Вместо него Он нашел новые мучения и издевательство.

«Жажду! — взывает Спаситель. — Хочу вашей жизни, ваших душ, за которые терплю и умираю, жажду вашего обращения и соединения с Богом, жажду вашего спасения!»

Если мы хотим принести благодарность Распятому за нас на Кресте, если мы хотим утолить Его жажду, вспомним о ближних, окажем помощь нуждающемуся, поможем больному, утешим скорбящего, а Господь воздаст нам: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня… Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25:34).

СЛОВО ШЕСТОЕ. Совершилось! Ин. 19:30

Когда солнце, луна и вся окружающая природа; состраждет Христу и Ангелы оплакивают Его мучения, по пророчеству Исаии (Ис. 53:7), когда трепещут демоны, видя конец своего царства, когда ангел. смерти с трепетом приступает к подножию креста когда разбойник произносит предсмертную мольбу о милости, когда архиереи и книжники еврейские радуются о завершении своего диавольского дела а жестокосердый воин еще держит в руках трость на которой давал Иисусу губку с желчью и уксусом, — слышен еще раз голос Спасителя: Совершилосъ! — исполнилось всё, чему надлежало исполниться

Совершилось всё, что должно было совершиться но страшное пророчество не перестает исполняться доныне. Совершилось искупление рода человеческого, а мы, новый избранный народ Божий, мы, Израиль Нового Завета, мы, христиане, которые завет заключили на Голгофе, окропленные и искупленные Кровью святейшей кровавой Жертвы на Кресте, — мы стоим перед распятым Спасителем часто как стояли те его современники, которые имели глаза — и не видели, имели уши — и не слышали. Видим нашими очами, но не хотим поверить; слышим Его слова, но не слушаем. На словах веруем, а сердцем далеко отстоим от Него; на словах исполняем заповеди, а делами далеки от них. И какой конец этого? Что нас ожидает? — То же самое, что получили и современники Христа. Проклятым стал народ, хотя сперва был избран Богом. И с нами должно случиться то же, когда придет Спаситель на землю второй раз. Прокляты будут те, кто только именует себя  христианами, а на деле грешит хуже язычников.

Совершилось — исполнилось дело Божие. Подобно тому как в шестой день завершил Отец сотворение мира, в шестой день Сын Его Предвечный завершает искупление мира.

Не хотели и не могли видеть в страдающем Праведнике Спасителя мира слепые вожди слепых и, проходя мимо и кивая головами, кричали: Если Ты Сын Божий, сойди со креста, и мы уверуем в Тебя (Мф. 27:40, 42). Пусты ми были их надругательства, ибо именно потому что Христос есть Бог, Он не сошел со Креста.

Нет, Христос не мог дать нам плохой пример, что бы мы не старались стоять в добре до конца. До конца испил Спаситель чашу страданий, без ропота понес Свой Крест и умер за нас на Кресте. Этим Он придал смысл и силу подвигу несения жизненного креста, который посылается нам Провидением. В своем кресте мы не должны усматривать только трудности. Каким легким будет наш крест, когда мы подумаем о том месте, на которое он указывает и о тех благословенных результатах, к которым он приводит. Бесконечная премудрость Божия посылает нам трудности, скорби, испытания, но никто из наС не поднимает тяжести того креста, который нес Сам Господь. Он идет всегда впереди и несет крест, да какой крест, который превышает все человеческие силы.

Крест, знамя позорное, знамя преступников стал знаменем спасения. Соделал его таким наш Бог и Спаситель Своей Кровью и смертью. Именно по этому мы «Кресту Твоему поклоняемся, Владыке и святое Воскресение Твое славим».

СЛОВО СЕДЬМОЕ . Отче ! В руки Твои предаю Дух Мой Лк. 23:46

Громко воскликнув, Иисус сказал: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23, 46). Сказав же это, Он, преклонив голову, испустил дух. Здесь, святое богомыслие, размышляй так. Кто предал дух? Сын Божий, Создатель наш и Искупитель наш. Поэтому с великим желанием сердца вещай к Нему: «Когда придет страшный час разлучения души моей от тела, тогда, Искупитель мой, прими ее в руки Твои и сохрани ее свободной от всяких бедствий, да не узрит душа моя мрачного взора лукавых демонов, но да спасенной пройдет все мытарства сии. О, Спаситель наш! Мы твердо надеемся получить это от Твоего человеколюбия и милосердия».

Покольку тогда была пятница, то чтобы не остались на кресте тела в субботу, «ибо та суббота была день великий» (Ин. 19, 31), иудеи молили Пилата, чтобы перебили повешенным голени и убрали их. Воины же, придя, первому перебили голени, а потом и другому, распятому со Христом. Иисусу же не перебили голеней, ибо увидели, то Он уже умер, но один из воинов пронзил Ему копьем ребро, и тотчас истекла Кровь и вода: Кровь на освящение наше, вода же на омовение. Тогда вся тварь поразилась страхом, видя мертвым и висящим на древе Жизнь всяческих. Тогда Иосиф Аримафейский пришел просить Тело Иисусово и, сняв его с древа, положил во Гробе новом. «Воскресни, Господи Боже наш, и избави нас имене Твоего ради» (Пс. 43, 27). Аминь.

Митрополит Киевский и всея Украины ВЛАДИМИР (Сабодан)

Залишити відповідь